Как сделать атомную бомбу - не секрет. Это многократно описано в разных книжках, и студенты-физики уже первых курсов теоретически подкованы в этом вопросе. Но одно дело знать, совсем другое - суметь. По законам ядерной физики для того, чтобы сделать атомную бомбу, необходимы либо радиоактивный изотоп урана-235 с обогащением 90%, либо радиоактивный изотоп плутония-239 с обогащением 94%. Уран-235 применяется на АЭС в качестве реакторного топлива, но плутоний-239 в энергетике не используется. Степень обогащения реакторного урана составляет всего 5%. На АЭС можно найти плутоний-240 с обогащением 30%. Этот плутоний обладает очень высокой радиоактивностью, защититься от которой в походных условиях похитителю невозможно. В топливе много опасных изотопов стронция, цезия, иридия. Но пригодность материала для атомной бомбы и собственно радиоактивность не имеют друг с другом ничего общего. Более того, высокая радиоактивность плутония в принципе мешает конструкторам.
Особенностью плутония-240 является огромное тепловыделение. Он нагревается до 130 градусов, возникают зоны проплавления, что требует тепловыделяющих съемных мостов, без которых невозможно решить задачу синхронности подрыва заряда. Физика этих процессов нетривиальна, и даже для высокотехнологичной лаборатории это стало бы очень сложной задачей. Таким образом, кража реакторного плутония с АЭС не представляет для ядерного террориста особой ценности.
Уран-235 используется и в мирной энергетике, и в атомном оружии. А также в исследовательских реакторах. Даже в МИФИ на Каширском шоссе стоит реактор с ураном-235 с обогащением 90%. В России есть еще несколько подобных реакторов, их построили также в Киеве, в Алма-Ате. Из урана несложно сделать примитивную, но боеспособную бомбу. Самый элементарный способ - пушечная, или стволовая, схема, которая была использована в Хиросиме.
Для плутония эта схема не пройдет: ядерная реакция начнется преждевременно, и взрывной эквивалент окажется мизерным. Кроме того, эта схема требует большого количества плутония. Оружейный плутоний используют в принятых на вооружение так называемых имплазионных бомбах. Мощность и коэффициент использования материала в них выше, чем в урановых бомбах, на два порядка. Но эта схема очень сложна, требует точнейшей схемы обжима заряда.
Более примитивные урановые бомбы пытаются сделать лишь страны, которые мечтают вступить в "ядерный" клуб. Для создания атомной бомбы требуется не менее 45--50 кг оружейного урана. О попытках приобретения именно такого количества обогащенного урана для арабских террористов говорилось на слушаниях в конгрессе США. Но о фактах удавшегося похищения оружейного урана (и плутония) неизвестно. По мнению экспертов, в мире нелегально продано всего около 50 кг обогащенного урана. По непроверенным сведениям, 30 из них пропало на территории бывшего СССР.
Итак, принципиальным является вопрос о том, могут ли террористы, разжившись необогащенным ураном, довести его до необходимого в атомной бомбе уровня обогащения? Эксперты единодушно сходятся на мнении, что самостоятельно обогатить уран ни одна террористическая группа не в состоянии. Даже первую, самую простую американскую бомбу делали около 2 тысяч компаний. Технология обогащения "на коленке" неизвестна. Радиоактивные материалы проходят обработку на огромных заводах, которые занимают территории размером с небольшой город. Даже Ираку со всей мощью государства оказались недоступны технологии обогащения с помощью электромагнитов, которые были использованы при производстве первой советской атомной бомбы.
Кроме того, террористы могут искать подходы к урану с обогащением 20%, который применяется в некоторых исследовательских реакторах и в энергетических установках старых атомных подводных лодок, многие из которых стоят на списании. Однако Александр Колдобский утверждает, что ядерная физика не знает, как сделать атомную бомбу даже из такого материала.
Но напомним безусловный закон всех те